Яндекс.Метрика

Глава V. Женитьба Манаса на Каныкей

Девушки, собрав ягоды, начали делить их между собой, и пока они ходили туда и сюда, Джакып сумел достаточно оценить их красоту.

Невидимый для Санирабийги, он не мог на нее насмотреться, так она была хороша. - Если я к этой девушке посватаюсь, то и Манас не скажет "нет" - подумал он. В тот же вечер он прибыл ко дворцу Темир-хана и уселся на глиняный дувал. К нему подбежали телохранители хана и спросили: - Скажи, кто ты такой, что осмелился усесться здесь? Рассердился Джакып на эти слова и сказал:

- Не бродяга я, а тоже хан. Когда я совершал намаз на берегу реки я увидел пятьдесят веселящихся девушек, одетых в одежды из кырмызы, и среди них мне очень приглянулась одна. Я долго наблюдал за ее поведением. Она одета скромно, но стан ее так гибок, как у новорожденного верблюжонка, а изгиб ее бровей подобен рисунку пером. Видно, что она хорошо воспитана, как ловчая птица обучена и бережет себя от неверных шагов и ошибочных поступков. Я не мог на нее наглядеться, но я не мог узнать, дочь ли это хана? Не хватило остро ты зрения у моих глаз, чтобы узнать, дочь ли это бека? Если она дочь хана, то она более величава, чем сам хан. Если же она дочь бека, она более величава, чем сам бек. Она мне показалась подобной чистому серебру в ларце для драгоценностей. Она мне показалась дороже, чем собственная душа. Чьей бы ни была дочерью эта девушка - я пришел ее сватать. Пойдите и скажите об этом хану.

Услышав такие слова, стражники хотели убить Джакыпа, но решили сначала спросить своего хана, пошли и рассказали ему. И сказал им хан:

- Не из простых, видно, этот человек, иначе он не осмелился бы говорить так дерзко. Уж не отец ли он Манаса? Пойдите, узнайте, и если это кто-либо другой, то убейте его немедля.

Джакып назвал стражникам свое имя, они доложили об этом хану и попросили его прийти завтра во дворец.

А хан в это время созвал своих советников, и они, боясь отказом навлечь гнев Манаса, решили дать Джакыпу согласие, но запросить небывалый калым, чтобы тем отпугнуть его. Когда на утро Джакып пришел к хану, ему так и было сказано, однако невероятный размер калыма не испугал его. Он отдал в качестве подарка при сватовстве все несметное золото и серебро, которое привез, и тогда он и Темир-хан ударили по рукам в знак согласия.

После этого вернулся Джакып в свой аил на Каратоо живым и невредимым. Там он собрал на совет аксакалов и рассказал им, что высватал Манасу дочь таджикского хана Темира Санирабийгу. Одобрили аксакалы его выбор и собрали у народа скот для калыма втрое больше, чем просил Темир-хан, чтобы тем самым показать всем богатство Манаса.

В течение шести дней было собрано тридцать тысяч баранов, три тысячи голов лошадей и другого скота.

Сам Манас поехал за невестой с двенадцатью тысячами джигитов, а Джакыпа сопровождало девять тысяч аксакалов. Кроме того за ними следом двигалось сорокатысячное войско; под звуки кернеи и сурнаев шли они и через двенадцать дней прибыли к столице Темирхана.

Встревожился Темир-хан, увидев такое великое множество людей и скота, но вскоре узнал, что это движется его сват Джакып. Скот, который гнали для уплаты калыма, чуть не затоптал весь город, и растерявшийся хан должен был хлопотать о том, чтобы как-нибудь его разместить. При этом он совсем забыл о самих сватах.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.